Владимир Лямбек: "Мы смогли сделать то, к чему стремились"
5 марта 2017
Заключительное интервью с покидающим проект автором.
Приветствую тебя, Владимир! И поздравляю со званием человека года по версии F1Конкурс! Как ты оцениваешь прошедший год? Интересной ли получилась борьба?
Владимир Лямбек: Спасибо за поздравления. Моё звание "человека года" получилось несколько сентиментальным, и явно связано с моим уходом из проекта. Тот же Алексей Носаченко, Настя Шингур или ты были более достойными кандидатами. Но моя победа лишний раз подтвердила, что мы смогли сделать то, к чему стремились - проект с человеческим лицом. Что касается борьбы, то если ты имеешь в виду борьбу в нашем проекте, то Менеджер - это просто кошмар. И, я думаю, понятно почему. А вот борьба в Конкурсе Прогнозов была более интересной. И хотя сезон завершился убедительной победой Алексея Носаченко, мне понравилось долгое лидирование Анастасии Шингур, да и триумф Алексея - это открытие нового яркого имени. Короче говоря, в Конкурсе Прогнозов всё здорово!
Все уже знают о твоем решении переключить внимание с Формулы 1 на другие, более важные дела. И я ещё не вполне осознал, что ты ушел из проекта. Ты спрашивал меня о том, жалко ли мне времени, потраченного на Формулу 1. А я хочу тебя спросить, удалось ли тебе получить удовольствие от почти двух десятков лет участия в нашем формульном проекте? И в чем оно состояло?
Владимир Лямбек: Без сомнения! Если бы не получал удовольствия не занимался бы. В первую очередь радость приносила возможность наблюдать за успешным развитием идеи, которая зародилась когда-то давным-давно. Это как наблюдать за ростом растения или собственного ребёнка. Любые аналогии уместны. Конечно, радовался собственным победам, в том числе и титулу в Менеджере. Не поверишь, но он мне психологически помог в жизни. Вот, как бывает! Ну и особое удовольствие - это интервью с участниками. Особенно яркие, эмоциональные! Я помню многие из них: философские интервью с тобой; строгие, немного менторские, а порой дружелюбные интервью с Яковлевым; наполненные дружелюбием и взаимопониманием интервью с Александром Александровым и Михаилом Васютиным; строгие и содержательные интервью с Шингурами; милые беседы с Ольгой Ертышовой; яркие, порой шокирующие интервью с Суперстасиком и многие, многие другие. Простите, если кого не назвал!
Жаль, что ты покидаешь проект. И я в шоке, сколько за тобой последовало отставок! Начиная с Росберга и заканчивая Эклстоуном! Вот что значит задать тренд! Признайся, ты ожидал такого «эффекта домино»? И чем ещё может быть вызван столь дружный уход из Формулы её ключевых игроков?
Владимир Лямбек: Боюсь, непосвященных шокирует твоя логическая цепочка. Многие не в курсе наших наблюдений, что за событиями, решениями и тенденциями в нашем проекте часто следуют поразительно похожие события в Формуле 1. Что касается ухода Росберга и Эклстоуна, то это разные события. Уход Росберга - это удивительный и нетипичный поступок. И хотя кому-то он может показаться немного трусливым, всё же это поступок человека волевого и умного. Я очень рад за Нико, за его титул. А уход Эклстоуна оставил меня совершенно равнодушным. Я не считаю, что Формула 1 держалась на нём, как думают многие. Наоборот, мне кажется последние годы или даже десятилетия его правления - это классический застой, который часто бывает, когда у руля человек глубоко преклонного возраста.
В какие годы, по-твоему, Формула 1 была в наилучшей форме? И почему?
Владимир Лямбек: Сложно сказать. Наверное самые интересные периоды - это периоды между эпохами. Например конец 90-х. Последние победы Williams-Renault и Benetton-Renault, возрождение и первые победы McLaren в связке с двигателями Mercedes, первая победа Jordan (она же последняя Дэймона Хилла), первые победы Шумахера с Ferrari. В те годы претендентов на победу в отдельной гонке было множество. Особняком стоит 1999 год. Травма Михаэля привела к интересной и яркой борьбе в которой участвовали Хаккинен (McLaren), Култхард (McLaren), Ирвайн (Ferrari), Френтцен (Jordan), плюс первая и последняя победа Stewart-Ford (Херберт), яркое выступление Мики Сало в Германии, когда он отдал победу Ирвайну. А сколько помимо них народу побывало на подиуме в этом сезоне: Барикелло (Stewart-Ford), Ярно Трулии (Prost-Peugeot), Ральф Шумахер (Willaims -Supertech), Физикелла (Benetton-Playlife)! Последние 5 гонок - 5 победителей из 4-х команд с 4-мя двигателями. Короче говоря, никаких проблем с интригой. Классный был сезон!
Отдельно можно вспомнить 2003 год. Это был пир автопроизводителей: Ferrari, Williams-BMW, McLaren-Mercedes, Renault, Bar-Honda, Toyota, Jordan-Ford. И хотя победил опять Шумахер-старший, но интрига сохранялась до конца и за титул как и в 1999 боролись три команды на трёх двигателях. А ещё последняя победа двигателя Ford в Формуле-1, первые победы Алонсо и Райкконена.
Последний яркий период - это 2007-2009. После ухода Шумахера начиналась новая эпоха. Борьба за титул в McLaren между Алонсо и юной звездой - Хэмильтоном, закончившаяся победой Райкконена на Ferrari. 30-секундное чемпионство Массы в 2008. Яркое выступление BMW-Sauber, их последняя победа, а так же последняя победа команды Renault. Первая победа Феттеля на Torro Rosso. Затем банзай-год 2009! Фееричное чемпионство Баттона с Brawn-Mercedes, первые победы RedBull. Помимо них побеждали Ferrari и МсLaren, а на подиум приезжали Toyota, Renault, Force India, BMW-Sauber.
Ну и запомнился 2012 год. На старте сезона 6 чемпионов мира с 14-ю титулами на всех! Последний год Шумахера в Ф1, первая победа Нико Росберга, последняя победа Williams и единственная для Пастора Мальдонадо.
А если подумать, то про многие сезоны есть, что вспомнить.
С уходом Эклстоуна и приходом американцев Формула 1 может значительно измениться. Каким ты видишь среднесрочное будущее Формулы 1? И если бы Эклстоуна сменил ты (знаю, что ты не хотел бы, но всё же), в каком направлении стал бы проводить изменения? К чему стремиться?
Владимир Лямбек: В Формуле-1 есть фундаментальный парадокс. Это соревнование высоких технологий, а значит Формуле 1 нужны деньги. Большие деньги! Но эти же деньги и губят Ф1, так как они редко бывают у всех сразу и какая-то команда начинает доминировать. А если искусственно наложить ограничения и душить всех правилами, начинают уходить производители, интрига становится искусственной. Вот Ф1 и мечется между этими двумя полюсами. А можно, мне кажется, ввести такое правило: полная свобода технологий и инноваций, но не более чем на 1 год. То есть, ты придумал что-нибудь, но на следующий год это могут использовать все остальные. Всё что угодно: чертежи шасси, конструкции двигателей, всякие хитрые фишки типа двойных диффузоров и активной подвески. Если ты лидер, то придумывай каждый год что-то новое, иначе тебя догонят. Дарю идею новой команде руководителей Ф1. Правда тут есть проблемы с авторскими правами, но пусть они её и решают.
И, наконец, финальный вопрос. Что пожелаешь тем, кто остается в проекте?
Владимир Лямбек: Я вынужден повторить твои слова и пожелать всем мира. Но когда я говорю о мире, я больше думаю не отсутствии военных конфликтов, как в Украине, Сирии и т.д. Я говорю о мире, как о любви к ближнему, ко всем людям. Любви - как естественном состоянии души, разума и постоянной потребности. Состоянии при котором для человека является разумным и естественным ставить интересы ближнего превыше своих собственных. И тут я вынужден заметить, что Формула 1 является полной противоположностью этой доктрины. Каков главный принцип Ф1 (да и не только)? Мочи всех на пути у собственному успеху! Все тебе противники и враги. Даже твои ближние (напарник по команде). Отсюда постоянны интриги, предательства, обманы, шпионаж, лицемерие, беспринципность - как норма жизни. Поэтому я и решил, что Формуле 1 не место в моей жизни, так как она во многом противоположна моему миропониманию. Но выкинуть из своей жизни то, что было её большой и неотъемлемой частью 25 лет, оказалось гораздо труднее, чем я думал. Но я уже не передумаю, это точно. Так я ответил на вопрос, который ты мне, вероятно, хотел, но побоялся задать :) Ещё раз, друзья мои, мира всем и любви! Мне будет вас не хватать!